|
|
Почему Елена Сафонова
|
|
ОБЫЧНО не принято говорить о возрасте женщины, но Елена Сафонова не делает из этого тайны. 14 июня актрисе исполнилось 50 лет. И фильмов на ее счету почти столько же. Но для миллионов зрителей Сафонова прежде всего — «Зимняя вишня». Как это часто бывает, роль, сделавшую ее мегазвездой, актриса получила совершенно случайно.
«НА ГЛАВНУЮ роль в «Зимнюю вишню» пробовались многие известные актрисы, в том числе и Лена Сафонова, которую я заприметил еще в то время, когда она была студенткой, — рассказывает главный режиссер «Зимней вишни» Игорь Масленников. — Но мы выбрали Наталью Андрейченко. Худсовет утвердил ее кандидатуру, и начались съемки.
Вся киногруппа выехала в Выборг. День ждем актрису, два, неделю... Узнаем, что в Суздале на съемках у Андрейченко случился страстный роман с американским режиссером Максимилианом Шеллом. Она так увлеклась любовью, что забыла о наших съемках. В срочном порядке нашли другую актрису, проходившую пробы, — Лену Сафонову и начали работать с ней.
Так что Лена оказалась в картине совершенно случайно. Но ее появление кардинальным образом изменило тональность сценария, он стал более лиричным и трагичным. Исполнителя главной роли тоже пришлось менять «под Сафонову». В паре с Андрейченко должен был играть Сергей Шакуров. Но Сафоновой он совсем не подходил. И я позвал на помощь Виталия Соломина. Он прекрасно изобразил мужскую несостоятельность своего героя.
Естественно, когда Лена снималась, она даже заподозрить не могла, что бренд «Зимняя вишня» так крепко привяжется к ней. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со зрителями ни приходила, ее везде ассоциируют именно с этой ролью. А ведь она сыграла в огромном количестве фильмов. Лена как-то призналась мне, что ненавидит «Зимнюю вишню». И я отлично ее понимаю».
|
МНОГО лет Сафонова была «невыездной» актрисой. А все из-за юношеской дружбы с молодым человеком, уехавшим в Америку. Лишь Никите Михалкову удалось переломить ситуацию. Сафонова снялась в его картине «Очи черные», и режиссер помог актрисе добиться возможности работать за границей. Она снялась в Италии с Марчелло Мастроянни и Сильваной Мангано.
А потом Сафоновой поступило предложение от французского режиссера, перевернувшее ее личную жизнь. В фильме «Аккомпаниаторша» Елене предстояло играть любовь с актером Самюэлем Лабардом. Оказывается, француз видел Сафонову еще в фильме «Очи черные» и с тех пор был восхищен русской актрисой.
Роман развивался стремительно. Вернувшись после съемок в Россию, Елена стала собирать чемоданы, чтобы навсегда уехать во Францию к любимому человеку. Ради него она в одночасье бросила все — карьеру, дом, близких. И родила в Париже второго сына Сашу (первого сына Сафоновой зовут Иваном). Впрочем, и во Франции Елена не осталась без работы. Довольно успешно снималась у европейских режиссеров и даже играла на сцене французского театра.
Режиссер Иван Дыховичный, чтобы пригласить Сафонову на главную роль в свою картину «Музыка для декабря» поехал за ней во Францию.
«Лене понравился сценарий, и она согласилась приехать в Россию, несмотря на то что ей пришлось отказаться от многих интересных европейских проектов. Лена одна из немногих русских актрис, сумевших покорить Европу, — говорит Иван Дыховичный. — Работать с Сафоновой было одно удовольствие. Она профессионал, начиная с того, что никогда не позволит себе опоздать на съемку или прийти, не выучив текст.
Муж Сафоновой приезжал на съемки в Москву. Я помню, как она его ждала, с какой любовью и нежностью относилась к нему. Смотреть на влюбленных было очень приятно. Было видно, что француз тоже ее обожает. Но он жутко ревновал Лену, хоть и не имел на это абсолютно никаких оснований. А болезненная ревность, на мой взгляд, всегда мешает развитию отношений между мужчиной и женщиной. Лена очень переживала, но не могла ничего сделать с приступами бешеной ревности мужа. И, как известно, закончилось у них все не слишком хорошо».
После развода с Самюэлем Лабардом Елене запретили вывозить из Франции младшего сына Александра. Русская актриса три года судилась за право воспитывать сына, но суд постановил: ребенок, родившийся на территории Франции, до совершеннолетия должен оставаться там. Елене позволили лишь встречаться с ребенком.
«Лене было так тяжело, что не передать. Адвокаты, суды, разбирательства с мужем... Она через все прошла, — говорит друг актрисы режиссер Виктор Прохоров. — Мы все очень переживали за Лену, поддерживали ее. Но ребенок все равно остался во Франции. Жаль, что у такого великолепного человека, как Лена, случилась эта беда. Она ездит во Францию, встречается с сыном. Но этого так мало!»
|
ВЕРНУВШИСЬ на родину со старшим сыном, Сафонова вновь начала активно сниматься. «Суперзвезды» разыскали режиссера картины «Принцесса на бобах», где Сафонова сыграла женщину из знатного рода Шереметевых, которая не знает о своем дворянском происхождении и вкалывает на нескольких работах. Картина снималась на Одесской киностудии, где до сих пор продолжает работать режиссер Виллен Новак.
«Я сначала хотел снимать Наташу Андрейченко, — говорит Новак. — Но как раз в тот момент ее муж Максимилиан Шелл хотел запускать в Голливуде картину с участием Натальи.
«Хорошо было бы отыскать Сафонову. Где она сейчас?» — спросил я. Сергей Жигунов, уже утвержденный на главную роль, приехал в Москву, пришел на «Мосфильм» и совершенно случайно увидел в коридоре Лену. Оказывается, она уже развелась с мужем и вернулась в Россию. Сафонова согласилась сниматься.
В Одессу Лена приехала с сыном. Я заметил, что она приверженец свободного воспитания. Ваня чуть всю студию не перевернул. Такой был сорванец.
А с Леночкой мы сработались великолепно. Я ей сразу сказал: «По роли ты должна быть немытой, грязной, с паклей на голове, ненакрашенная. А то знаю я вас, актрис, — по два часа к кадру готовитесь». Лена посмеялась и сказала, что согласна. Редкие актрисы готовы неприглядно выглядеть на экране. А Лена в первую очередь думает о роли и образе своей героини.
Она вкалывала, как рабочая лошадка. Надо по роли драить полы в подъезде — Сафонова драет. Надо мыть посуду в ресторане — моет. Молодец!
Но больше всего меня поразила вот какая сцена. В конце фильма она должна была превратиться из «загнанной лошади» в настоящую женщину — морально и физически. Я хотел, чтобы Лена на расстоянии изобразила секс. Ее героиня смотрит в окно и наблюдает за тем, как герой Жигунова занимается спортом. Я хотел, чтобы Лена молча изобразила страсть к мужчине... Иногда слова в фильме значат меньше, чем молчание. И у Лены все получилось. А ведь сыграть это очень трудно.
На площадке у Елены с Сергеем Жигуновым сложились замечательные отношения. Но, говорят, приехав в Москву, они что-то не поделили и с тех пор не общаются. Жаль».
|
МЛАДШИЙ сын актрисы Александр по-прежнему живет с папой в Париже. Ему 12 лет, он учится в коллеже. Старший Ваня находится с мамой в Москве. Парень в этом году закончил девятый класс, занимается французским и английским языками.
Только что на «Кинотавре» состоялась премьера российско-швейцарского фильма режиссера Елены Хазановой «Вольный перевод». Елена Сафонова сыграла русскую эмигрантку — роль, понятную и близкую ей. В сериалах актриса участвует редко и не очень охотно, а вот антрепризные спектакли любит. Сейчас у нее четыре проекта.
«В карьере у Леночки все складывается благополучно. Она в отличной форме, режиссеры ее любят. Поэтому к юбилею хочется пожелать ей личного счастья», — сказал «Суперзвездам» один из близких друзей актрисы.
У ОТЦА актрисы в этом году тоже юбилей — весной ему исполнилось бы 80 лет. Всеволод Сафонов был востребованным актером, снялся почти в сотне фильмов. Анатолий Папанов, Евгений Леонов и Всеволод Сафонов были не просто коллегами по известной картине «Белорусский вокзал». Они дружили, ходили друг к другу в гости. И Лена росла в актерском окружении. Работа мамы тоже была связана с кинематографом — она была сначала помощником режиссера, а потом и вторым режиссером.
Неудивительно, что Елена поступила во ВГИК. Но проучилась там недолго. Начинающая актриса дружила с диссидентом, которого по идеологическим соображениям не приняли во ВГИК. Парень эмигрировал в Америку, а Елене под напором преподавателей пришлось вернуться в Ленинград. В родном городе она закончила ЛГИТМИК и начала работать в Театре им. Комиссаржевской.
Первый раз в кино Сафонова снялась в 1974 году в картине «Ищу мою судьбу».
Татьяна Богданова
Фото В. Бертова
«Аргументы и факты», 27 июня 2006 г.
Copiright © 2006