Елена Сафонова

 

Главная | Биография | Пресса | Фильмография | Фотогалерея | Гостевая

 

Биографическая справка

Елена Сафонова, 'Принцесса на бобах'
 

Сафонова, Елена Всеволодовна, русская актриса. Родилась 14 июня 1956 в Ленинграде. Дочь известного актера Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублевой. После школы Елена два года работала библиотекарем, а потом поступила на актерский факультет ВГИКа. Но, проучившись там два года, вернулась в Ленинград, где продолжила учебу в Институте театра, живописи и кино (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства).

По окончании в 1981 году ЛГИТМИКа Елена один сезон работала в театре имени В. Комиссаржевской. Дебютировала в кино ролью Любы в фильме «Ищу мою судьбу» (1974). Образ певицы Саломеи Крушельницкой в фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982, реж. О. Фиалко) стал заявкой актерской темы Сафоновой: сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Однако поистине всенародное признание принесла Елене роль Ольги в «Зимней вишне» (1985, реж. И. Масленников). Этот фильм принес Сафоновой также широкую популярность и признание коллег по искусству. В 1985 году она была названа лучшей актрисой года, в 1986 году получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате.

За роль Анны в советско-итальянском фильме «Очи черные» (1987, реж. Н. Михалков) Елена была отмечена призом «Давид Ди Донателло» (Италия, 1988). Также Сафонова сыграла Настю в «Филере», Аллу в фильме «Где находится нофелет?» (оба 1987), Ольгу в «Продлении рода» (1988), Анну в «Катале» и Любу в фильме «Утоли моя печали» (оба 1989), Нину в «Такси-блюз» (1990) и актрису в картине «Бабочки» (1991).

Выйдя замуж за французского актера С. Лабартона, Сафонова жила в Париже и снималась во французских фильмах («Аккомпониаторша», «Мадемуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»). По-прежнему активно работала в России: играла Ольгу в «Зимней вишне-2» (1990) и «Зимней вишне-3» (1995), спившуюся и постепенно теряющую рассудок жену «нового русского» в картине «Музыка для декабря» (1995, реж. И. Дыховичный). Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. В фильме «President и его женщина» (1996, реж. Е. Райская) ее героиня Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. В «Принцессе на бобах» (1997, реж. В. Новак) ее Нина также стояла перед дилеммой: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. За роль Веры Елена Сафонова удостоилась премий «Ника» и «Киношок», а за роль Нины — премии Сочинского кинофестиваля и фестиваля актеров кино «Созвездие».

Во Франции Сафонова продолжала свою профессиональную карьеру. Она сыграла в том же спектакле, где был занят ее муж, — в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре (роль Софи). Русская актриса блестяще справилась со своей ролью и заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого Сафонова получила сразу несколько предложений от французских режиссеров. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой — счастье или гордость, независимость или любовь, — их выбор в любых сюжетных ситуациях выглядел убедительным благодаря обаянию актрисы. В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь.

По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой невостребованности. На театральной сцене она удостоилась премии «Чайка-99» за роль Полины в комедии «Плачу вперед!» (по пьесе Надежды Птушкиной), поставленной театром «Амфион». В составе антрепризы В. Дубровицкого LA’ТЕАТР Сафонова прекрасно играет такие роли, как Крис Горман (комедия «Слухи» по пьесе Нила Саймона) и Маркиза де Мертей («Опасные связи» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шадерло де Лакло). Нельзя также не отметить роль Марты в спектакле «Девичник» (по пьесе Л. Каннингем «Beautiful Bodies»), созданном продюсерской компанией «Независимый театральный проект». В области кинематографии Елена Сафонова уже в постфранцузский период сыграла более десяти ролей, среди которым хотелось бы отметить ее замечательную Лизу в фильме «Женская собственность» (1999, реж. Д. Месхиев).

Народная артистка России — пусть не официально (надеюсь,  п о к а), но по сути.

2005 г.

 


Copiright © 2005

barnascha@yandex.ru




Hosted by uCoz