Елена Сафонова

 

Главная | Биография | Пресса | Фильмография | Фотогалерея | Гостевая

 

Елена Сафонова:
«Зимнюю вишню» пью честно...

Елена Сафонова
 

Тверь. В одной из последней столичных антреприз на сцене Тверского драматического театра приняла участие звезда российского кино Елена Сафонова. Она родилась в Ленинграде в семье актера Всеволода Сафонова. Имея за спиной съемки в двух фильмах, во ВГИК ей удалось поступить только с третьей попытки. Окончив ЛГИТМиК, куда она перевелась, в 1982 году, она начала работать в театре имени Комиссаржевской. Громадную популярность Елене Сафоновой принесла роль Оли в фильме Игоря Масленникова «Зимняя вишня». По опросу читателей, журнал «Советский экран» назвал Сафонову лучшей актрисой года.

Главная роль в фильме Никиты Михалкова «Очи черные», в котором она снялась вместе с Марчелло Мастрояни, принесла актрисе европейскую известность. В конце 1980-х — начале 90-х годов актриса много играет в фильмах известных режиссеров — Павла Лунгина, Сергея Бодрова-старшего, Сергея Микаэляна. На съемках французской картины «Аккомпаниаторша» Сафонова познакомилась с Самуэлем Лабардом, за которого вскоре вышла замуж. Актриса переехала в Париж, где работала в театре и продолжала играть в кино.

В 1994 году Елена Сафонова вновь появилась на российском киноэкране, сыграв главную роль в фильме Ивана Дыховичного «Музыка для декабря», а фильм Вилена Новака «Принцесса на бобах» (1997) принес актрисе награды на нескольких фестивалях. В 1986 году Елена Сафонова стала лауреатом Всесоюзного фестиваля в номинации «Премии за лучшие актерские работы», в 1996 году получила премию фестиваля «Киношок» в номинации «Призы за лучшие роли», в этом же году была удостоена премии «Ника» в номинации «Лучшая актриса».

Феномен «Зимней вишни» — в смелости создателей этого фильма, которые едва ли не впервые в истории российского киноискусства отошли от ходульной схемы разрешения проблемы банального треугольника. В противоположность киногероиням пятидесятых — семидесятых годов, которые жертвовали своим личным счастьем ради сохранения чужой семьи (как, к примеру, деревенский агроном Тоня в картине «Дело было в Пенькове»), героиня Елены Сафоновой явила нам образ современной раскрепощенной женщины, свободной от условностей и стереотипов, отстаивающей свое право на счастье. Этот образ отвечал духу времени, соответствовал изменениям, происходящим в области общественной морали на бытовом уровне. Естественная и органичная в созданных на экране образах, актриса и в жизни такая же, как ее героини, — независимая, полная внутреннего достоинства и силы.

После спектакля Елена Сафонова ответила на несколько вопросов корреспондента «ВТ»:

— Вы вернулись в Россию несколько лет назад, но создалось впечатление, что не стремитесь засветиться в новомодных российских телесериалах. В одном из них Елену Сафонову мы увидели только недавно.

— Стараюсь не сниматься в сериалах, хотя предложения были. Но Дмитрию Месхиеву я отказать не могла, так как, с моей точки зрения, артисты у Димы всегда очень хорошо играют. Он становится все мастеровитее и мастеровитее, и мне кажется, что его последняя работа — телесериал «Принцесса и нищий» — снята и смонтирована на самом профессиональном уровне, поэтому я всегда рада с ним работать. Готова играть любую роль, какую бы он мне не предложил.

— В художественных фильмах сейчас снимаетесь?

— Недавно я снялась в художественном фильме у Аллы Суриковой. Роль очень неожиданная для меня, яркая, острохарактерная и смешная. Даже внешне меня так загримировали, что проходивший мимо в студии Саша Семчев меня не узнал. Посмотрел и подумал, что за тетка такая...

— Вы ожидали такого успеха от первого фильма «Зимняя вишня»?

— Конечно, нет, я думала, что это будет проходной фильм и была благодарна за то, что дали хоть что-то сыграть. А успех был ошеломляющий...

— Вам довелось поработать с многими известными мастерами кино — артистами-партнерами и режиссерами. Кого из них вспоминаете с наибольшим пиететом?

— Каких-то людей, с которыми я встречалась на съемках того или иного фильма, я вспоминаю чаще, думаю о них с большей нежностью, а с кем-то не случилось теплых отношений, и это естественно. Удовольствие испытываешь, когда ты работаешь с мастером и понимаешь, что тебе есть за кем идти. А когда ты работаешь с неинтересным артистом, то волей-неволей снижаешь свой профессиональный уровень, впечатление такое, что бьешься, как об стенку. Работать всегда интересно с теми, кто значительнее, ярче, умнее, талантливее тебя, вот тогда аж дух захватывает... Таких мастеров у нас было, и, надеюсь, есть, немало — Виталий Соломин, Иннокентий Смоктуновский, Марчелло Мастрояни, Никита Михалков, Александр Адабашьян — это люди, у которых я очень многому научилась просто потому, что я с ними рядом дышала... Я слушала, что они говорят, даже если они обращались не ко мне. Это совсем другая категория людей.

— Вы связаны с каким-то репертуарным театром?

— Нет, но это не из-за того, что в этих театрах мало платят. Я иногда работаю за чисто символические, смешные деньги. Нельзя все время думать только о деньгах, и вообще, я считаю, что о них надо думать пореже. Я человек небогатый и к богатству не стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те люди, с которыми мне приятно общаться. Поэтому в спектакле «Стакан воды» в театре имени Станиславского я играю за символические деньги, ради собственного удовольствия.

— В какой сфере деятельности вы хотели бы видеть своих детей?

— Мне бы хотелось, чтобы мои сыновья нашли свое призвание в жизни. Я понимаю, что если они пойдут в бизнес, совершенно не интересуясь этим делом, им будет обеспечено скучнейшее, тоскливейшее, абсолютно бесцветное существование. Человеку, не привязанному к делу нутром, очень скучно жить.

— Как вам удается поддерживать хорошую форму?

— Я за собой ухаживаю, очень мало ем, впрочем, времени на еду часто и не хватает, но я уже привыкла к такому сумасшедшему режиму. Никаких пробежек, гимнастики я не делаю, это такое напряжение... К тому же сейчас появилась масса эффективных препаратов для поддержания здоровья и тонуса, и я ими пользуюсь.

Кстати, капли «Зимняя вишня» я пью по-честному. Вообще-то я не снимаюсь в рекламе, но поскольку на упаковке этого препарата мое лицо, я поинтересовалась, что это за препарат, и могу сказать точно, что эти капли придают тонус, силы и внутреннюю энергию, так как они сделаны на основе трав.

— Какие у вас впечатления от Твери?

— Раньше в Твери была только проездом и города практически не видела, хотя у моей мамы дача практически на границе с Тверской областью. Только сегодня, благодаря тому, что заблудились, мы на автобусе прокатились по городу. Какое счастье, что вы имеете возможность жить в трех-, четырех-, пятиэтажных домах, что у вас сохранилась старинная архитектура, очаровательные парки и скверики. Я ужасаюсь от отсутствия архитектуры в Москве, на ней практически поставлен крест. Там строят какие-то многоэтажные курятники.

— Вы побывали во многих странах мира. Какие впечатления самые сильные?

— Фантастическое, сногсшибательное впечатление на меня произвел Израиль. Ни в одной стране мира я не чувствовала такой ауры доброжелательности. Там люди не обижают друг друга, никто никому не хамит, никто не толкается локтями. Даже незнакомые люди, встречаясь на улице глазами, улыбаются друг другу. Это какая-то фантастика, я думала, что такого не бывает.

Еще почему-то (может, я в прошлой жизни была итальянкой) Италия — это какая-то моя страна, я себя чувствую в ней, как дома.

Так же гуманно, как к людям, израильтяне относятся к животным. Там гуляет множество бездомных кошек. Их отлавливают, если нужно, лечат и выпускают обратно. Все жители, когда выходят гулять, кладут на газоны кулечки с едой.

У меня тоже есть домашние питомцы — два кота и собака. С одним ветеринарным врачом мы расширяем сейчас собственный приют для бездомных животных. Чтобы открыть его, мы купили участок земли, сруб, где живет смотритель, который ухаживает за животными и кормит их. Мне помогли мои коллеги, собрали средства. Это не бизнес — этого попросила моя душа. Просто я устала смотреть, сочувствовать и плакать от того, как обижают животных. Ведь если вы можете несчастное, безответное существо пнуть ногой, вы можете унизить и человека.

Приют для братьев наших меньших — пожалуй, самое лучшее, что у меня получилось за последние годы. Люди уже знают о нас и приводят к нам брошенных кошек и собак. На самом деле приют организовать просто: вы покупаете клочок земли, ставите из досок вольерчики, покупаете питомцам геркулесовую кашку и все...

Татьяна Тюрина
«Вечерняя Тверь» // Караван+Я, 13 декабря 2005 г.

 


Copiright © 2006

barnascha@yandex.ru




Hosted by uCoz