Елена Сафонова

 

Главная | Биография | Пресса | Фильмография | Фотогалерея | Гостевая

 

Женская доля

Елена Сафонова
 

М. Антонов. Я сегодня в розарии, в розарии, помимо Ксении Лариной у нас две замечательные актрисы: Ирина Апексимова и Елена Сафонова, которых я приветствую. Здравствуйте, с наступающим вас праздником.

Е. Сафонова. «Здравствуйте» — раздалось из розария.

И. Апексимова. Здравствуйте.

К. Ларина. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие женщины. С праздником вас, дорогие женщины.

Е. Сафонова. Спасибо, вас тоже.

К. Ларина. Мы сегодня будем общаться не только с нашими замечательными актрисами, но и вам подарки отдавать, да, Миша? Что мы отдаем людям?

М. Антонов. Мы отдаем, ну так как у нас сегодня разговор, мы вообще будем...

К. Ларина. Я вообще здесь лишняя, я хотела сказать.

М. Антонов. А я хотел сказать, что у нас сегодня разговор о том, существует ли вообще такое понятие как исключительно женское кино, кино для женщин. И раздавать мы будем фильмы, где главная героиня, естественно, женщина — от компании «Союз-видео» — с непростой судьбой. От компании «Союз-видео» у нас 5 видеокассет, а вопрос мы еще не придумали и вряд ли придумаем. Не знаю, как мы будем их отдавать, но как-нибудь отдадим.

К. Ларина. Мы не рассказали подробности творческой биографии наших гостий. Я думаю, что наши слушатели прекрасно знают и любят и Ирину Апексимову, и Елену Сафонову, которые, конечно, много снимаются, в том числе на телевидении в телевизионных художественных фильмах, работают и на сцене в драматическом театре и Ирина, и Елена тоже, по-моему, в антрепризах работаете? Так что имена и лица любимы и знакомы, начиная с «Зимней вишни». Ира, а вы смотрели «Зимнюю вишню»?

И. Апексимова. Здравствуйте, а как же.

К. Ларина. У меня вопрос первый, перед тем как передать слово Татьяне, у нас материал про женское кино. Вопрос такой, а нету ли дефицита ролей для женщин, ну, скажем так, после тридцати? Это вообще проблема для сегодняшнего кинематографа?

И. Апексимова. Ну, в принципе, это проблема не после тридцати, а после пятнадцати, это большая проблема.

К. Ларина. Сразу же.

И. Апексимова. Так мне кажется. И разница не в возрасте даже, мне кажется, после сорока больше женских хороших ролей чем-то, что есть сейчас после пятнадцати. Извините, я влезла вне очереди.

К. Ларина. Да, Ира, пожалуйста. Лен, а на ваш взгляд?

Е. Сафонова. А мне кажется, что дело вообще не в мужских там ролях или женских, вот, вы сейчас заговорили о том, что сейчас вы будете что-то дарить, женское такое кино. Я, честно говоря, не очень понимаю как это — женское. Вот, я как зритель, когда показывают только одних мужиков в кадре, я не смотрю, мне не интересно.

К. Ларина. Да вы что?

Е. Сафонова. Я клянусь, мне не интересно.

К. Ларина. Какой-нибудь спектакль, «Игроки» Гоголя, там нет ни одной женщины.

Е. Сафонова. Мне не интересно, абсолютно. Потому что любая история, которая не завязана на отношениях мужчины и женщины, во-первых, это не правда, так не бывает. Я не видела ни одного мужчины за свою долгую жизнь, а я уже достаточно живу, чтобы мужчины занимались бы только делом, делом, делом. Ничего подобного, все это враки, они поработают и делают это с совершенно другими целями поэтому, когда нет женщины в истории...

К. Ларина. То ничего нету.

Е. Сафонова. История, вот, для меня, например, она скучна. Поэтому какая-то там женская, какое кино, женщина обязательно должна присутствовать, и обязательно должны быть отношения этой женщины с мужчиной. А, что касается конкретно ролей, Ира, вот, правильно сказала, вообще с ролями — не только с женскими — вообще с хорошими персонажами такими, которыми ты загораешься, и тебе хочется это сыграть, мужские или женские, сейчас вообще очень проблематично.

К. Ларина. Несмотря на то что снимается огромное количество фильмов.

Е. Сафонова. Такое впечатление, что то ли зрителей считают за каких-то не очень развитых людей, и им предоставляют любоваться на каких-то таких персонажей, таких примитивных, у которых за плечами ни опыта жизненного, ни мыслей, ни чувств, и поэтому, когда ты это читаешь, понимаешь, что тебе это надо изобразить, и не очень понимаешь, как же вот...

М. Антонов. Как себя многоклеточного в одноклеточного превратить.

Е. Сафонова. Да, правильно сейчас, абсолютно правильно.

К. Ларина. Неслучайно все-таки мы начали разговор с «Зимней вишни», потому что мне кажется, что это было первое кино, первая история женская, в хорошем смысле этого слова, которая предоставляла нам возможность познакомиться с самой собой, то есть, что называется, кино про меня. Потому что до этого женщины у нас в основном занимались либо делом, либо домом, в самом бытовом смысле этого слова. То есть роли мам в детском кино... почему после тридцати, на этом зациклилась, мне кажется, это была проблема достаточно долгое время, в нашем советском кино и в советском театре. Ролей не было. Сначала ты героиня, инженюшка, а потом ты постепенно уходишь на роли старших пионервожатых, учительниц, мам, а потом и бабушки не за горами. Вот, собственно говоря, и вся карьера. Я помню, с какой завистью смотрели многие наши артистки на фильмы, те же американские, где уж там-то простор был всегда для женщин после тридцати, вот, самый расцвет, вот, обратите внимание.

Е. Сафонова. А какой простор для женщин после пятидесяти. Это же вообще шикарные роли какие.

К. Ларина. После пятидесяти. Да, да, да. А, вот, у нас, мне кажется, с «Зимней Вишни» все и началось. Наконец-то дали вообще поиграть артисткам.

М. Антонов. 20 лет, я еще раз напомню, юбилей у фильма, у фильма юбилей.

Е. Сафонова. Да вы что? Правда что ли?

М. Антонов. Да, 20 лет назад был снят.

Е. Сафонова. Какая прелесть.

М. Антонов. Он в 1985 году был снят. Первый показ состоялся летом. В дни отпусков и летних каникул, что называется.

Е. Сафонова. Слушайте, а я и не знала.

К. Ларина. Взял и испортил артистке настроение.

Е. Сафонова. Пойду-ка я от вас.

М. Антонов. Подождите, я могу сказать, что юбилей не только у «Зимней вишни», но и у «Зимней вишни-2», которая была снята в 1990 году. Это 15 лет назад.

Е. Сафонова. Это же сколько теперь пить и пить, просто не останавливаясь.

М. Антонов. Давайте послушаем про женское кино материал, который сделала Женя Тен, но мы, на самом деле, когда делали это совместное эссе, нашли фильмы, где женщинам предоставлялось — отечественные фильмы, — что-то сыграть.

*   *   *

 
Ирина Апексимова

К. Ларина. Мрачно смотрят на жизнь наши мужчины, как-то прям совсем.

М. Антонов. А мы специально и мужчин в преддверии праздника записали, мужчин режиссеров.

К. Ларина. Какие-то женоненавистники просто.

М. Антонов. Так им обидно.

Е. Сафонова. А мне кажется, я услышала такую нотку горечи.

К. Ларина. Зависти.

Е. Сафонова. Мне кажется, они заскучали.

К. Ларина. А я хочу еще напомнить, что, вот, мы сегодня про Любовь Орлову вспоминали, ну, вот, Ира Апексимова сейчас играет в спектакле «Веселые ребята», правда, она играет не Анюту, не героиню Любови Орловой, а девочку, которую звали Леночка, по-моему.

И. Апексимова. Да.

К. Ларина. Тоже замечательная артистка была тогда в кино, такое, вот, совсем другое. Брюнетка, брюнетка она?

И. Апексимова. Брюнетка.

К. Ларина. Всегда против блондинки должна быть брюнетка, обязательно.

И. Апексимова. Конечно, конечно.

К. Ларина. И поэтому у меня такой вопрос к вам. А изменились вообще женщины за все эти десятилетия? Вот, начиная, с тех самых «Веселых ребят» в кино с 30‑х годов до сегодняшнего дня? Я имею в виду, не внешне, конечно, внешне это мода, какие-то другие условности, а, вот, по своему внутреннему состоянию?

И. Апексимова. Ну мне, к сожалению, очень сложно сказать какие они были там, в 1920-каком-то году, когда выпускались «Веселые ребята». Я просто там не была, к сожалению, не знаю, изменились женщины, не изменились, но, наверное, все как-то меняется, все изменяется. Но, я думаю, человек остался тем же, не важно женщина это или мужчина. И то, что сказал Меньшов, что раньше у нас не было понятия «Бизнес-вумен» — его нет и сейчас. Раньше женщины тоже были начальниками отделов кадров, профоргами и так далее.

К. Ларина. «Старые стены» — фильм с Гурченко.

Е. Сафонова. Только по-другому назывались. Начальник Райотдела, Горком.

И. Апексимова. А теперь это навязанное понятие «Бизнес-вумен», как многие другие. Я не думаю, что что-то изменилось — ничего, человек остается тем же. Пока он выживает в силу своих возможностей.

К. Ларина. Ну эмансипация, она свою какую-нибудь роль внесла?

И. Апексимова. Я не понимаю, что такое эмансипация. Ну наверное, ну конечно.

К. Ларина. Независимость. Нет, ну, я вот видела на дороге однажды, Апексимову в черном джипе, черная женщина, страшное дело. Не подойти вообще.

И. Апексимова. Да нет, ну, почему же страшное? Ну, надо как-то отпугивать.

М. Антонов. Я могу сказать за мужчин — Сдаем позиции.

К. Ларина. А в чем?

М. Антонов. Да во всем. Потом давите. Если раньше можно было понять, что на женщину кричать-то совсем не надо и кулаком по столу, то можно надавить и она, вот...

И. Апексимова. Таким образом придавить.

М. Антонов. Придавить, придушить, и она спокойно отправляется выполнять поставленную задачу. А здесь ведь инициативу проявляет, вот, понимаете, когда не просят.

Е. Сафонова. А мне, знаете, что кажется. Мне кажется, что появилось очень много, на самом деле, каких-то очень суетных, неправдашних, таких ложных ценностей, которые являются все лишь данью моде, которая очень быстро проходит и, вот, в этой суете, в этом желании, не дай бог, потеряться в этом многообразии мод, которые есть. Можно быть сейчас с такими волосами, потом с такими, и это все так быстро меняется, и так появилось у многих желание следовать каждой картинке, которая появляется в «Oggi» и во всех остальных журналах, что люди забывают, что это так быстро проходит, что «старик, ты не беги туда, понимаешь, если ты оденешь пиджак покороче или подлиннее, это не будет иметь для меня значения, я тебя буду любить таким, какой ты есть, поэтому ты не гонись за длиной пиджака, за длиной волос...». И об этом забывают и мужчины, и женщины, и все гонятся, гонятся, гонятся, но в результате у каждого человека возникает момент, когда он уже устает от этой беготни, он останавливается и думает: «Боже, а я-то где? Боже, я же не этого хочу, я хотела совсем другого. И дело не в короткой маячке и длинном пальто, а где? Я же за другим бежала». И тоже самое, я думаю, думают мужчины. Поэтому вам кажется, что отпихивают, поэтому давят. Нет, не давят, просто надо почаще останавливаться и вспоминать про то, что длина майки или длина куртки, волос — это все, на самом деле, не имеет никакого значения.

М. Антонов. Ну, с другой стороны, поменялась система ценностей. Я разговаривал перед эфиром с молодыми девушками, которые смотрели «Зимнюю вишню» и спрашивал у них: «А вы бы на месте главной героини что бы сделали?» Ну, 9 человек из 10 сказали: «Да вы что, героиня дура, надо было за дипломата выходить».

Е. Сафонова. Конечно.

К. Ларина. Так она и сделала это в итоге.

И. Апексимова. Я думаю, это сказали бы и тогда 9 из 10.

Е. Сафонова. Тогда это так же и говорили. И я, между прочим, до сих пор не уверена, а умно ли она поступила. Я и сейчас сомневаюсь, а может быть, и правда, так и нужно.

К. Ларина. Нет, ну подождите, она все-таки же потом всю жизнь мучалась. Наказание за это преступление все-таки было.

Е. Сафонова. Все равно, любая женщина хочет и стремится к стабильности, она хочет иметь рядом мужчину сильного, не в смысле у него много мышц, а у меня мало, а сильного, который, ты понимаешь, что его мнение не изменится завтра от того, что подул другой ветер, он всегда будет рядом с тобой вне зависимости от того, умылась ты сегодня, выспалась ты, накрасилась, не накрасилась, он все равно будет считать тебя дорогим для себя существом. Поэтому любая женщина хочет стабильности, я ее хочу, и поэтому я до сих пор сомневаюсь, может я и не права.

К. Ларина. Это Елена Сафонова, здесь же в студии Ирина Апексимова. Мы сейчас передаем слово новостям. Александр Андреев в студии, и вернемся в программу через несколько минут.

*   *   *

К. Ларина. А мы напомним, что у нас в гостях сегодня Ирина Апексимова и Елена Сафонова. Мы решили вам вопросы не задавать, а воспользоваться тем, что мы работаем в прямом эфире, и включить эфирный телефон — 203‑19‑22 для того, чтобы вы могли задать вопросы нашим гостям, и за вопросы, конечно, получите поощрительный приз в виде видеокассеты.

М. Антонов. О нелегкой судьбе женщин от компании «Союз-видео». Я назову фильмы? «Благословите женщину», «Становление девушки с 18 лет до ...», — в общем, это по повести «Хозяйка гостиницы» сделан фильм...

К. Ларина. О разрушении, а не о становлении девушки.

И. Апексимова. Об укреплении.

М. Антонов. Ну, хорошо.

К. Ларина. Так, все?

М. Антонов. Да, мы, видимо, разные фильмы смотрели.

К. Ларина. Вот, он мужской взгляд. Уважаемые дамы, берите, пожалуйста, наушники, которые у нас должны быть на столе. Наш телефон еще раз напомним — 203‑19‑22. Ирина Апексимова, Елена Сафонова — замечательные артистки, которые находятся в нашей студии и готовы ответить на ваши — абсолютно любые — вопросы. Алло, здравствуйте.

Слушатель. Здравствуйте.

М. Антонов. Доброе утро.

Слушатель. С праздником всех дам.

К. Ларина. Спасибо.

Слушатель. Можно задать вопрос Елене Сафоновой?

К. Ларина. Конечно.

Слушатель. Где можно увидеть спектакли с участием Елены Сафоновой в Москве, я имею в виду, какие спектакли?

К. Ларина. Так, вы нам оставьте свои координаты.

Е. Сафонова. Я буду рада, если вы будете приходить к нам на спектакли в РАМТ — это молодежный театр, который находится на Театральной площади, там идет спектакль, это продукция Эльшана Мамедова, «Независимый театральный проект», там идет спектакль «Девичник», в котором я играю. В театре Станиславского — я тоже буду рада, если вы придете на очень красивый спектакль — новый спектакль, поставленный Сергеем Алдониным, «Стакан воды».

К. Ларина. Вы кого там играете?

Е. Сафонова. Я играю королеву, как ни странно.

К. Ларина. А Мальборо кто играет?

Е. Сафонова. Мальборо играет Эра Зиганшина и Людмила Лушина. Я играю так же спектакль «Слухи», спектакль «Опасные связи» в фирме Вадима Дубровицкого, и играем мы их в ЦДКЖ, это Комсомольская площадь.

К. Ларина. Ну, я думаю, что мы тот же вопрос тогда и Ире Апексимовой переадресуем, поскольку она у нас тоже на театре работает, Ир, куда пригласите?

И. Апексимова. Приглашу в ближайшее время в театр Вахтангова на спектакль «Веселые ребята» 14, 15, 16 марта. А дальше все остальные спектакли: «Кармен», «Дама с камелиями» в театрах города-героя Москвы.

К. Ларина. На разных площадках.

И. Апексимова. На разных площадках. Компания называется веселым словом «Балласт», так что, если вы где-то это увидите, то, пожалуйста, милости просим.

К. Ларина. Следующий звонок. Пожалуйста. 203‑19‑22 — напомню я телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте.

Слушатель. Добрый день, всех с праздником поздравляю.

К. Ларина. И вас так же.

М. Антонов. Чувствую себя обиженным.

К. Ларина. Да, пожалуйста.

Слушатель. У меня вопрос тоже к Елене Сафоновой. Он немножко провокационный. С кем из режиссеров работалось удобнее всего, и где она сейчас снимается?

К. Ларина. А в чем провокация?

Е. Сафонова. А в чем провокация-то?

Слушатель. Насчет режиссеров.

К. Ларина. Какие-то слухи ходят что ли?

Слушатель. Нет, нет, нет. Это просто вот такой вопрос.

К. Ларина. Ну, хорошо, сейчас Лена ответит.

Е. Сафонова. Вы знаете, он совсем не провокационный, потому что я никого , из тех с кем я работала , не обижу по той простой причине, что даже с теми , с кем мне было не удобно, и кого я, на самом деле, может быть, в глубине души горячо и страстно не полюбила, тем не менее, просто, режиссер для меня всегда является существом, которого я просто обязана — ну, меня так научили в институте — я обязана его слушаться. Нравится он мне, не нравится. А удобнее всех, вот, был и остается по сей день мой любимый Дима Месхиев, за которого я ужасно рада, потому что, наконец, Диму признали как серьезного и настоящего кинорежиссера. Признали тем, что дали ему приз за картину «Свои» и, поработав однажды с Димой в картине «Женская собственность», я поняла, что, если он когда-нибудь еще что-нибудь мне предложит, я буду его ждать, отказавшись от других, я буду ждать и надеяться, что мы с ним еще встретимся, что и произошло в этом году. Я только что закончила работать с Димой, он снимал, к сожалению, это сериал — я их не очень люблю — но, тем не менее, материал был интересный, и я очень надеюсь, что Дима вообще при всем желании, ну, если ему только ужасно захочется, это будет очень плохо, наверное, но ему вроде бы так не хотелось, поэтому, я думаю, что так не плохо, это картина, которая будет называться «Принцесса и нищий» и вторая картина, где он не был режиссером, он был продюсером, телевизионная картина, она называется «Счастливый».

К. Ларина. И вы играете и там, и там?

Е. Сафонова. Я играю и там, и там, совершенно разные роли, что очень приятно, что мне Месхиев так доверяет, спасибо тебе большое, доверь мне еще чего-нибудь.

К. Ларина. Кстати, у него же был сериал и очень не плохой «Линия жизни», по-моему, называется, очень симпатичное кино, такое жанровое, это то, что он делал на телевидении так, что в общем — профи.

Е. Сафонова. И еще одна картина, это уже не «ленфильмовская», эта наша московская картина, которую снимал Валерий Зеленский, и там для меня тоже получилась такая достаточно неожиданная работа, я этому очень рада. Это комедийная работа, и называться она, наверное, будет так же, как и в работе: «Молодо и счастливо», но все это будет готово к осени.

К. Ларина. Подождем. Ир, а у вас есть такой счастливый избранник? Если мы говорим о режиссуре? Вот, Лена назвала Дмитрия Месхиева, а у вас есть такой человек, с которым вам было лучше всего , и о работе с которым вы мечтаете?

И. Апексимова. Вы знаете, мне очень жаль, я ничего не могу сказать о кино, хотя мне с ними со всеми было замечательно работать, я их всех очень люблю, они замечательные люди, замечательные режиссеры, профессионалы, но, может быть, просто не сложилась моя судьба в кино, поэтому я не могу сказать: «Да вот этот вот!».

К. Ларина. Ну, так вы не говорите.

И. Апексимова. Ну, я не кокетничаю, у меня не было той самой роли, хотя бы о которой можно говорить, которая заслуживает какого-то внимания.

К. Ларина. Ну, в сериалах у вас были замечательные работы.

И. Апексимова. Ну, это сериалы.

К. Ларина. А, вот, мне очень нравится ваша работа в фильме «Клетка» совершенно неожиданная, очень яркая драматическая роль.

И. Апексимова. Было замечательно, да. С Сережей Белошниковым работать в «Клетке» было очень удобно. Я не хочу никого обижать и в тоже время никого выделять. Я могу говорить только о театре, на самом деле, где были серьезные, настоящие работы. И пока, на сегодняшний день, им остается Роман Виктюк.

К. Ларина. Который очень хорошо чувствует женскую природу.

И. Апексимова. Он хорошо чувствует женскую природу, и он замечательный, талантливый человек, невероятно интересный, и за ним вообще идти одно счастье.

К. Ларина. Вот, Лена вспомнила про фильм «Женская собственность», который я тоже очень люблю и никогда его не пропускаю, когда его показывают по телевидению, хотя там роль очень тяжелая для актрисы, как мне кажется, и в эмоциональном плане тоже, но если кто не смотрел или, может быть, забыли, это фильм, где Елена Сафонова играет актрису и преподавателя театрального вуза, которая влюбляется в абитуриента и, естественно, принимает его к себе на курс, но это все происходит на фоне страшной болезни, и в конце она уходит из жизни, оставляя его совершенно беспомощным, брошенным и, вот, о том, как проживает оставшиеся минуты фильма...

Е. Сафонова. И, кстати — можно я вас перебью — это первая роль Кости Хабенского, после чего собственно и началась его замечательная звездная карьера, которой он очень достоин — с моей точки зрения, — потому что он замечательный артист и, кстати, опять возвращаясь к Диме Месхиеву, я хочу сказать, что он открыл очень многих актеров, он открыл Дапкунайте, у него постоянно происходят какие-то открытия, он очень чувствует актеров, и он постоянно кого-нибудь находит, какие-то новые имена.

М. Антонов. Гармаш опять же постоянный, можно сказать.

Е. Сафонова. Стал теперь уже его постоянным артистом, вот, сейчас в этом сериале «Принцесса и нищий», опять будет открытие, я думаю, и не одно, потому что там есть замечательные молодые ребята, которые впервые играют и играют большие главные роли. Девочка, которая, собственно, является главным персонажем картины. Так что, я думаю, что так тоже для зрителей будут серьезные актерские работы.

К. Ларина. Лен, ну почему я так подробно остановилась на этой работе, у меня такой вопрос к вам и к вам, и к Ирине. Существуют ли для вас какие-нибудь табуированные вещи? То, что вы никогда не будете делать в кино? Ну, табу — какие-нибудь запреты? Я знаю, что очень многие актеры, они для себя решают «Мое лицо никогда не будет на фотографии, которая стоит на могиле» или «Я никогда не буду умирать в кино или в театре», или «Я никогда не буду переодеваться в мужчину». Вот, и все, то есть вы, когда соглашались на роль в «Женской собственности», не боялись?

Е. Сафонова. Ну, вообще лучше никогда не зарекаться, почему-то в этот раз не боялась, а вообще в принципе я как-то осторожна. Я не знаю, но есть же что-то, мы же не одни живем в этом космосе, ну, что-то есть. Сейчас не хочу касаться темы, в которую, я-то на самом деле верю, я просто уверена, что есть, поэтому мы не одни, и есть сила, которая мощнее, огромнее, лучше не трогать какие-то вещи. Но в этот раз почему-то не боялась.

К. Ларина. Ира, а вы?

И. Апексимова. Не знаю, меня уже миллион раз убивали во всех кинофильмах, сериалах, душили, давили машинами, жгли. Как могли — так и издевались.

М. Антонов. По специфике это сильно.

И. Апексимова. Но мне никогда не приходило это просто в голову до момента потом, когда начали задавать вопросы: «А ты не боялась?». Я почему-то не боялась. Не знаю, у меня нет какого-то суеверия.

К. Ларина. То есть в принципе, если это необходимо для художественного замысла, можно делать все.

Е. Сафонова. Вы знаете, можно делать все, это еще во многом зависит от вкуса режиссера и от его личности, потому что есть художники, которым мы доверяем, а есть те, которым мы не доверяем, потому что я понимаю, что он это сделает плохо, и у меня испортиться настроение, и я буду жалеть, зачем я это сделала. Вот, таких вещей, конечно, лучше избегать.

К. Ларина. А были такие случаи?

Е. Сафонова. Были, их очень мало было, на самом деле.

М. Антонов. Извините, а вы в лицо говорили: «Я не буду это делать, потому что я не уверена, что у вас ...».

Е. Сафонова. Вы знаете, на самом деле, во мне есть одно очень хорошее качество, я хорошо воспитанный человек в этом отношении, я никогда не хамлю режиссерам, я говорю честно, но я говорю это вежливо, и они в итоге не обижаются, потому что я не стремлюсь их обидеть. Я вежливо говорю — вы знаете, что, поймите меня правильно, я очень трусливая, поэтому так и так, и так. Я боюсь летать самолетом, вот, я сейчас к вам поднималась на 14 этаж пешком, и на меня смотрели как на сумасшедшую.

К. Ларина. Что лифтов боитесь?

Е. Сафонова. Я подошла, там стояла толпа людей, я говорю — как у вас подняться по лестнице? А вам удобней на лифте, я говорю — нет, мне не удобнее, мне будет хуже на лифте, поэтому я пойду по лестнице, поэтому я честно говорю, что я боюсь.

К. Ларина. Подождите, а вы пользуетесь утюгом, телефоном?

Е. Сафонова. Да, не боюсь, потому что меня туда внутрь не запирают.

К. Ларина. А машину водите?

Е. Сафонова. Да. С удовольствием. Но доверяю, только когда я за рулем, а когда кто-то другой, я не могу, мне страшно.

К. Ларина. И на самолете не летаете?

Е. Сафонова. Летаю, но очень боюсь.

К. Ларина. И что делаете, чтобы не боятся?

М. Антонов. Выпиваю.

К. Ларина. Ир, а у вас есть такие фобии?

И. Апексимова. Нет.

К. Ларина. Вы на лифте приехали?

И. Апексимова. Я приехала на лифте и прилетела на самолете. Самолетов я почему-то не боюсь, я уверена, что все равно, все что суждено, оно все равно случится, буду я бояться этого или нет, и буду ли я избегать каких либо ситуаций или нет. Ну, что будет, то будет.

К. Ларина. Ну что, давайте , еще примем звонок.

М. Антонов. Да, принимаем.

К. Ларина. Да, уже сколько отдали — 2? Давайте, спасибо вам за вопросы, дорогие наши слушатели, поскольку вопросы вы задаете хорошие. Алло. Здравствуйте.

Слушатель. Добрый день, Ксения, прежде всего, милые дамы, я вас поздравляю с наступающим праздником. Меня зовут Георгий Васильевич, у меня вопрос к Ирине Апексимовой.

К. Ларина. Пожалуйста.

Слушатель. Первый вопрос: Ирина, как вам так потрясающе удалось сыграть роль Амины в «Буржуе», совместить жесткую женщину, прошедшую через грязь и оставшуюся, по существу-то, в общем, чистой абсолютно? Это первый вопрос. И второй вопрос: где вы сейчас будете и будете ли сниматься?

К. Ларина. Спасибо, Георгий Васильевич, за вашу оценку работы Ирины Апексимовой. Такой он яркий нарисовал образ.

И. Апексимова. Да, очень яркий, гораздо ярче, по-моему, чем даже в фильме «Буржуй» получилось. Даже об этом авторы, я думаю, не думали. Вы знаете, можно я отвечу на второй вопрос. Я не снималась уже, по-моему, года 2 или 3, и вот сейчас в данный момент снимаюсь в кинофильме, в сериале, в телевизионном фильме «Есенин», ОРТ делает. Играю такую, для себя...

К. Ларина. Айседора Дункан?

И. Апексимова. Да нет, что вы. Мне это не доверили, я играю издателя с фамилией Берзень, потому что в принципе, не очень красивая, но очень умная женщина, хотелось это сделать, может, будет в этом, что-то новое, хотя бы даже парик, который на меня одели, он, как бы, пытается сделать уродливей, чем есть на самом деле, и это интересно. А, что касается «Дня рождения Буржуя», если вы это восприняли так, спасибо вам большое, и мне это очень приятно, но просто я не могу вам сказать, как я это играла, это моя профессия, я старалась это делать, по крайней мере, честно. Вот и все, спасибо.

К. Ларина. Еще звонок, пожалуйста. 203‑19‑22. Алло. Здравствуйте.

М. Антонов. Здравствуйте, доброе утро.

Слушатель. Я бы хотела поздравить с праздником.

К. Ларина. Спасибо, вас так же.

Слушатель. И у меня такой вопрос. Вы мне прокомментируйте, есть такое выражение «Сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя», вы согласны с этим, вы достигли этого уровня? Спасибо.

К. Ларина. Спасибо вам за вопрос, как вас зовут?

Слушатель. Меня зовут Мария.

К. Ларина. Мария, оставьте нам, пожалуйста, свой телефон, вы у нас тоже получите кассету. Итак, вспомнила Мария расхожее выражение, что «сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя», и достигли ли бы такого уровня популярности, что так можете сказать и о себе тоже?

Е. Сафонова. Хороший вопрос. Могу, причем, в очень разных смыслах, спасибо, очень хороший вопрос, потому что действительно с какого-то момента, когда людям кажется, что ты вот... мне не раз задавали вопрос, а как ты проснулась знаменитой? Я проснулась так же, как обычно, я даже не знала. И так это и прошло, и никогда я этого не почувствовала. Я это начала чувствовать только, когда, действительно, имя может работать на тебя, причем очень по-разному, это совсем не означает позитива, и это совсем не обязательно, что если тебя узнают на улице, это нравится всем безоговорочно. Есть люди, у которых это вызывает очень неприязненное чувство, есть люди, у которых это может вызывать зависть, совершенно ничем не обоснованную. Люди по-разному к этому относятся. И поэтому, в какие-то моменты, вот, Ира, я думаю, согласится со мной, ты начинаешь жалеть о том, что, в общем, на самом деле, хорошо. Это ведь хорошо стать популярным артистом, это лучше чем быть не популярным, намного лучше. Но в какой-то момент это может стать очень тяжелым испытанием для тебя, потому что о тебе начинают говорить то, чего никогда не было. К тебе начинают относится так, как к человеку, которым ты не являешься на самом деле. И никакого, в общем, повода для этого не даешь. Ну, правда же?

И. Апексимова. Ну, абсолютно. Особенно мне это не нравится, когда это начинает касаться личной жизни. Потому что публичность имени, публичность профессии, они абсолютно не предполагают за собой публичность человеческую, личную, когда требуют от тебя быть...

Е. Сафонова. И имя часто, вдруг, начинает заменять тебя, и тебя начинают превращать в человека, которым ты никогда не была и никогда не будешь. Поэтому это такая палка о двух концах, на самом деле.

К. Ларина. Ну, вы знаете, здесь в какой-то степени виноваты и ваши коллеги, которые позволили себе раскрыть эти постели, эти занавески на окнах, открыть двери для корреспондентов, но, наверное, это выбор каждого человека. Из-за того, что эти шлюзы открылись, сюда попадают и те, которые, собственно говоря, и никогда и не мечтали... не то, что не мечтали, а всячески стараются себя уберечь от этого вторжения, это издержки.

Е. Сафонова. Издержки.

М. Антонов. Ну, что последний звонок? И последняя видеокассета?

К. Ларина. Давайте, последний звонок и последняя видеокассета. 203‑19‑22. Алло. Здравствуйте. Алло, алло, вы где? Нет никого. Попробуем еще разочек, алло. Здравствуйте.

Слушатель. Алло.

К. Ларина. Да, пожалуйста.

Слушатель. Добрый день, меня зовут Марина.

К. Ларина. Да, спасибо, Марина. Здравствуйте.

Слушатель. У меня вопрос к Ирине Апексимовой. Скажите, пожалуйста, амплуа женщины вамп, это то, что вам близко по своей природе, по природе вашего таланта...

К. Ларина. Или это просто тот самый отдельный персонаж, про который говорили. Спасибо, Марина, оставляйте нам свои координаты.

И. Апексимова. Вы знаете, это совсем мне не близко, и это как такой ярлык навязанный, так же как «бизнес-вумен», также «женщина-вамп», также есть еще слово «стильный», но и можно долго перебирать, это просто действительно тот самый негатив популярного имени, который кто-то пришил когда-то, и я под этим хожу. Что значит женщина-вамп, я не очень понимаю, и в принципе, никогда не давала повода, в кинематографе-то вообще, в театре, может быть, что-то там сыграно, какие-то роли, но это не значит женщина-вамп. Спасибо большое, и совсем мне это не близко, я совсем другая.

К. Ларина. Такая уж привычка, к сожалению или к счастью, это все рано, все-таки, показатель актерских способностей наших очаровательных гостий, что их отождествляют с сыгранными ими персонажами. Потому что про Лену Сафонову тоже многие говорят, что такая несчастная женщина, после «Зимней вишни».

Е. Сафонова. Я вас умоляю, вы знаете, что говорят? Я тут узнала о себе, причем, узнаю о себе не первый раз, это за последние несколько лет. Что я, оказывается, очень вредная, неприятная и так же... а, высокомерная, вот, еще я кто. Так интересно.

И. Апексимова. После «Зимней вишни», это странно.

Е. Сафонова. Нет, это не после «Зимней вишни», это буквально за последний год мне сделали новый имидж, причем, я для этого не прикладывала вообще никаких усилий.

И. Апексимова. Ну, наверное, ты не давала интервью просто.

К. Ларина. Ну, я хочу сказать, хоть я и не мужчина, для меня сегодня просто открытие, я очень рада, что познакомилась и с Ириной Апексимовой, и с Еленой Сафоновой, потому что я тоже была в плену иллюзий. Совсем мне другими представлялись эти женщины, и мне казалось, что я никогда не смогу найти с ними общий язык в разговоре, вот, видите какое странное впечатление, это зрительское, я ни про какие интервью ничего не говорю. Это просто, может быть, мы все находимся в плену этих актерских дел. Ну, что сделать. Сыграли, вот, принцессу на бобах и все. И привет.

М. Антонов. До тех пор, пока не попробуешь, не узнаешь, я всегда знал, что за киноролями стоят совершенно другие люди.

К. Ларина. Мужская точка зрения: не попробуешь...

Е. Сафонова. Абсолютно.

М. Антонов. Ну, так ведь правильно, зачем оценивать человека по тем ролям, которые он играет, ведь огромное количество замечательных актеров и актрис играли исключительно отрицательные роли, но это еще не значит, что они, извините, гадами были в жизни.

К. Ларина. А ты знаешь, тоже интересный момент, я вспоминаю об этом очень часто. Ирина Муравьева, она в свое время в одном из интервью сказала, что: «у меня настал такой момент, что я поняла, что больше никогда в жизни не буду играть отрицательные роли». Она играла какую-то бабу отвратительную, в театре, в какой-то советской пьесе, и в какой-то момент, вдруг, почувствовала, что эта баба поселилась в ней уже. И она говорит: «Я приходила домой и вдруг из меня вылетали такие интонации ее, визгливые, отвратные, которые не мои, и я понимала, что мои дети в шоке на меня смотрят, что с мамой что-то происходит, какие-то необратимые процессы». Вот, тоже, наверное, вопрос для вас, роли, они оказывают влияние на вашу природу, человеческую, вот, Елена Сафонова, Ирина Апексимова, вы сопротивляетесь этим девушкам, которые, так как вы актрисы, они все равно в вас поселяются, пусть на какое-то время, но поселяются. Какое-то сопротивление происходит?

Е. Сафонова. Я считаю, что любая роль, она обязательно — если ты профессиональный артист — она в душе твоей находит отклик, так или иначе. Ты играешь плохого человека, негодяя, это где-то найдет отклик, тебе надо из своей души это выкопать. И всем показать, то есть надо раскопать самое плохое, что в тебе есть. Поэтому, так или иначе, где-то это в тебе живет, и ты должен это откопать.

К. Ларина. А вы играли какую-нибудь стерву?

Е. Сафонова. Играла и очень хотела это сыграть, потому что мне так надоели лирические героини, мне так хотелось темпераментную роль и, на самом деле, это неприятно, я убедилась в этом, это не приятное дело.

И. Апексимова. Не знаю, я так привыкла к этому. Ну, должна вам сказать, что на моем опыте, я гораздо больше видела омерзительных людей, которые играют, скажем так, положительных персонажей. Просто так случалось, чем отрицательнее роль, тем милее человек и наоборот.

К. Ларина. А Костя Райкин у нас говорил, что он любит играть больше отрицательные роли, чем положительные, таких злодеев, потому что они помогают ему освободиться от собственных пороков.

Е. Сафонова. Безусловно.

К. Ларина. Поэтому Ира становится все лучше и лучше.

Е. Сафонова. А я все хуже и хуже, высокомерная, вредная.

М. Антонов. Вот я, например, пытаюсь понять, как Елена играет «В стакане воды» королеву, уходит за кулисы и тут же думает, а что у меня сегодня в холодильнике и на ужин, то есть выйти из образа королевы.

Е. Сафонова. А почему, я не ухожу за кулисы, я прям сижу на сцене...

К. Ларина. «И думая, а что у меня в холодильнике». Спасибо большое, мы на этом завершаем программу, остается еще раз поздравить наших женщин, всех, которые нас слушают, и тех, которые в нашей студии находятся, с наступающими праздниками, пожелать вам удачи, и чтобы все ваши мечты, ну, не все, а хотя бы их лучшая, большая часть исполнялась. Спасибо вам большое, очень рада с вами познакомиться.

Е. Сафонова. Спасибо, вас тоже с праздником.

И. Апексимова. Спасибо.

М. Антонов. Приходите к нам еще.

 

«Эхо Москвы», 6 марта 2005 г.

 


Copiright © 2005

barnascha@yandex.ru




Hosted by uCoz