Елена Сафонова

 

Главная | Биография | Пресса | Фильмография | Фотогалерея | Гостевая

 

«Девичник»

Елена Сафонова, 'Девичник'
 

В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Эльшан Мамедов — продюсер «Независимого театрального проекта», Елена Сафонова — актриса, Марина Яковлева — актриса.

Эфир ведет Марина Королева.

 

М. Королева. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о премьере спектакля «Девичник», который будет представлен компанией «Независимый театральный проект», продюсером Эльшаном Мамедовым. Что за спектакль, я поинтересовалась у нашего театрального обозревателя Марины Багдасарян, почитала немножко. Получается абсолютно женская история, на мой взгляд. Как я могла выяснить, шесть школьных подруг собираются по случаю того, что одна из них собирается завести ребенка. Начало многообещающее, но потом возникает вопрос. Ну и что?

Е. Сафонова. Как это, ну и что?

М. Королева. Нет, дело хорошее, это понятно.

Е. Сафонова. Вообще, когда женщины собираются своей компанией, это огромнейшее событие, которое по своим масштабам намного больше, чем когда женщины собираются с мужчинами. Там все понятно как раз. А вот когда женщины собираются с женщинами, ты никогда не знаешь, чем закончится вечерок. Девичник это всегда вещь очень желанная, долгожданная и очень непредсказуемая. Я думаю, что это не зависит ни от национальности, ни от географического положения. Любая женщина любит девичник и знает, что это такое.

М. Королева. Кстати, о национальности. О ком здесь идет речь?

Е. Сафонова. Мы все американки.

Э. Мамедов. Но там есть разные намеки на происхождение этих американок, все отовсюду. Женская пьеса это, вообще, целое направление в драматургии. Сейчас появилось очень много пьес, в которых действуют только одни женщины.

М. Королева. Это следом за женскими романами в глянцевых обложках?

Э. Мамедов. Это старая традиция. Это еще с 30‑х годов повелось, когда в американской драматургии появилось такое направление. А сейчас еще больше активизировалось. Вы знаете, какой безумной популярностью пользуется сериал «Секс в большом городе». Это неспроста. Искусство и театр, по моему глубокому убеждению, нужно делать для женщин. Потому что 80% зрителей в зале это женщины. И женщины являются инициаторами похода в театр.

М. Королева. Хорошо. А что делать остальным 20%, то есть не женщинам?

Э. Мамедов. Приходить вместе с женами и смотреть спектакль, получать удовольствие.

М. Королева. А им будет интересно?

Е. Сафонова. Им будет очень интересно. Я считаю, что мужчинам не менее интересно узнать, что думают о них женщины, нежели женщинам узнать, что думают о них мужчины. Я знаю очень многих моих друзей, мужчин, которые приходили и говорили: «Это вы так про нас разговариваете?» — «Это еще цветочки».

Э. Мамедов. Иногда такой мужской хохоток в зале раздается.

Е. Сафонова. Как ни странно, смех в зале, как правило, мужской. Женщины плачут, а мужчины почему-то заливаются.

М. Королева. Хорошо. Я бы хотела, чтобы Эльшан ответил на вопрос. Дело в том, что это ведь второй спектакль этой серии. То есть, насколько я знаю, первый спектакль был как раз о мужчинах?

Э. Мамедов. Это ошибка — считать, что это второй спектакль этой серии. Вы имеете в виду «Ladies’ Night»?

М. Королева. Да.

Э. Мамедов. Я наткнулся на этот спектакль в поисках именно женской пьесы. У меня не было в голове искать такую пьесу, как «Ladies' Night». Я совершенно случайно на нее наткнулся, потому что мне уже много лет хотелось сделать спектакль именно на актрис. И вот, появился этот спектакль «Ladies' Night». И сейчас нам очень мешает то, что наш спектакль «Девичник» ассоциируется со спектаклем «Ladies’ Night».

Е. Сафонова. Он не может не ассоциироваться.

Э. Мамедов. С другой стороны, он совершенно другой. Принцип другой, режиссер другой, манера существования другая. Про что это тоже другой. Но с другой стороны, да, в «Ladies’ Night» мужчины разговаривают про женщин, здесь женщины про мужчин.

М. Яковлева. Там натуральный мужской стриптиз, а у нас душевный стриптиз.

Е. Сафонова. Почему? У нас есть частично.

М. Королева. Лена обнадежила.

Э. Мамедов. У нас нет никакого стриптиза. У нас финальное дефиле. Это как бы коллекция определенного художника.

Е. Сафонова. Зачем ты рассказываешь?

Э. Мамедов. В финале на сцене показывается очень красивое дефиле, поставленное специальным балетмейстером Игорем Ашуевым.

Е. Сафонова. Мы ходим не закутанные до ушей. Это приятно.

Э. Мамедов. Почему этот спектакль нам так дорог? Хотя нам дороги все спектакли, в которых мы участвуем и которыми занимаемся. Дело в том, что он очень кроваво выпускался. Это был экзамен не только профессиональный, но еще и человеческий. Когда за неделю до премьеры мы выяснили, что у нас нет режиссера, и нам нужно ставить все заново, это подвиг. Шесть актрис сказали, что готовы это делать, и по 16 часов в сутки выпускали спектакль.

М. Королева. А режиссер Сергей Алдонин?

Э. Мамедов. Да, выпускал спектакль режиссер Сергей Алдонин, который взял на себя этот удар. Это тоже огромный подвиг. За неделю... человек даже не спросил. Я видел испуг в его глазах, но он знал, что нужно помочь. Не было никаких вопросов. Он просто взял пьесу, утром пришел с трясущимися руками на первый раз, тет-а-тет с актрисами.

М. Яковлева. Ему нравилось. Ему нравится с женщинами...

Е. Сафонова. Да. А я, например, этот спектакль люблю совсем не потому, почему Эльшан. Совсем по другой причине. Дело в том, что во всей этой работе (это принес в спектакль Сережа Алдонин), в этом есть такой азарт, фейерверк! Я не знаю, как это назвать по жанру, что это такое. Но это ни трагедия, ни драма, это даже, в общем-то, ни комедия. Я люблю наш спектакль, потому что на самом деле это бабское хулиганство. Это прелесть просто.

М. Королева. Хулиганство в чем? В словах?

Э. Мамедов. Во всем.

Е. Сафонова. В постановке, в том, как оформлен спектакль, в том, что придумал режиссер. Во всех появлениях каждого персонажа, в каждом характере. Это просто хулиганство.

Э. Мамедов. До такой степени хулиганство, что мы просто шокировали автора пьесы, которая приехала специально посмотреть спектакль. Она понимает, что текст произносится ее, потому что рядом сидит переводчик, который ей это подтверждает, но не узнает свой собственный спектакль. Такое ощущение, что она приехала посмотреть бытовую пьесу...

Е. Сафонова. «Вишневый сад».

Э. Мамедов. ... в московском художественном общедоступном театре 100 лет назад. И вдруг шоу. Причем она написала пьесу в форме шоу.

Е. Сафонова. Абсолютно.

Э. Мамедов. Там шесть сольных номеров и шесть дивертисментов.

М. Королева. Но ведь он еще, помимо всего прочего, очень музыкален?

Э. Мамедов. Да, там и поют, и танцуют, и дефилируют, плачут и смеются. Все в одном флаконе.

М. Королева. Тут вопрос Елене Сафоновой. Его трудно было избежать, Лена, согласитесь. Инна спрашивает: «Когда играет Елена Сафонова, это уже точно будет хороший спектакль, мы ее очень любим. Играет ли она в каком-то определенном театре или только в кино и антрепризах?»

Е. Сафонова. Я играю только в антрепризах, совершенно сознательно, принципиально. Я считаю, что это на сегодняшний день единственная форма существования доброкачественных, хороших, настоящих спектаклей, причем в любом жанре. И я не могу и считаю, что очень мало актеров, которые могут хорошо существовать, долго и счастливо, в одном и том же коллективе. Я считаю, что это нереально. Мы приходим в театр на работу. Мы не приходим любить друг друга. Мы приходим не жениться, а работать. Если бы мы приходили жениться, мы могли бы, наверное, долго и счастливо прожить одну жизнь вместе. А когда мы приходим работать, мы все разные, и чем больше ты будешь менять и партнеров, и режиссеров, тем счастливей сложится твоя творческая судьба.

М. Королева. Марина Яковлева тоже так думает?

М. Яковлева. Я признаюсь, открою тайну. Я ушла из театра ради этого проекта. Мне настолько понравилось! Действительно, невозможно со связанными крыльями сидеть, когда вокруг тебя происходит такое интересное. И я очень рада, я ни капли об этом не пожалела. У меня началась новая жизнь.

М. Королева. А теперь откройте секрет. Кто же из шести по пьесе оказался беременной?

Е. Сафонова. Яковлева, конечно.

М. Яковлева. Да, моя героиня.

Е. Сафонова. Маленькая, беленькая.

М. Яковлева. Она экстремалка. Роль на сопротивление, надо сказать. Экстремалка, занимается музыкой, художница, не пойми, кто. Мне кажется, она единственная сделала правильный поступок, из всех шести девочек. Могут со мной не согласиться.

Е. Сафонова. Спасибо за «девочек».

М. Королева. Я бы такой совет дала. Мне кажется, и в жизни, если наступает какая-то черта, женщине надо родить ребенка. Она возродится. Это дает ей силы, крылья.

М. Королева. Хорошо. А что при этом делают остальные? Что делает Лена Сафонова? Осуждает, радуется?

Е. Сафонова. Если говорить коротко о том, что из себя представляет костяк всего этого материала, не сюжетно, а психологически, это история про женщин, которые уже достигли 40 лет и даже перескочили этот рубеж. Это совсем не то, когда ты перескакиваешь 30. В 40 ты понимаешь, что самая буйная и самая плодотворная часть жизни заканчивается. Когда ты оказываешься без детей, без семьи, и в твоей жизни совершенно не на что опереться, это для любой женщины всегда достаточно... Это классический критический момент. Это история про 40-летних женщин. Это не про девочек. Это женщины, которые допрыгались до сорока, и обнаружили, что нет ни семьи, ни детей, и того, что мы называем домом, не существует. Моя героиня, как и все прочие, не осуждает, не радуется, не злорадствует. Это женщины, которые сталкиваются с тем, о чем они всю жизнь мечтали, в лице Марины Яковлевой, ее беременности. Они об этом мечтали, они этот момент пропустили. И это тот самый критический момент, когда здесь есть все — и зависть, и радость, и слезы, и мечты.

М. Яковлева. Я со стороны могу сказать, у Лены прекрасная, яркая, характерная роль.

Е. Сафонова. Спасибо, Марина. Ты тоже неплохая.

М. Яковлева. Я впервые в таком качестве ее увидела.

Е. Сафонова. Раз ты меня похвалила, я тебя тоже похвалю.

М. Яковлева. Неожиданная. Ко мне приходят знакомые и все говорят: «У Лены Сафоновой совершенно потрясающая, яркая, характерная роль».

М. Королева. Если Марина Яковлева там экстремалка, художница и т. д., то Лена Сафонова кто там?

М. Яковлева. Она респектабельная дама.

Е. Сафонова. Да, в меру стервозная, чрезмерно экстравагантная. По сути, это нормальный человек, такая же женщина, как и все, которая мечтает о любви. Что бы и сколько бы ни происходило в ее жизни, все равно, как всякая женщина, она мечтает о любви, о ребенке, о спокойствии, о каком-то душевном тепле.

Э. Мамедов. Единственный персонаж, который говорит всем правду. Поэтому она кажется такой стервой. А на самом деле она открывает им всем глаза. Она даже не привирает.

М. Яковлева. Но всех обижает при этом и всех настроила против себя.

Е. Сафонова. Ну, мы, конечно, уже все рассказали...

М. Яковлева. Приходите!

М. Королева. Подождите, у нас еще есть время в эфире. Что касается спектакля, мы обязательно пригласим и расскажем, где и когда. Вы тут упомянули сериал «Секс в большом городе». У наших слушателей самые неоднозначные мнения по этому сериалу. Есть, конечно, и восторженные отзывы, но есть и наоборот. Кто-то говорит, что это просто гнусное мыло, и ничего больше. С другой стороны, у нас был свой сериал, «Зимняя вишня», если можно его назвать сериалом. Скажите, пожалуйста, хотя бы немножко это напоминает Вам Вашу героиню в «Зимней вишне»?

Е. Сафонова. Конечно, нет. О любви тоже можно очень по-разному говорить. Да, можно комедийно, смешно. Можно говорить очень трагически, проливая слезы. Все зависит от характера этого персонажа. Я в ужасе от того, что Вы упомянули о «Зимней вишне». Я столько выговорилась уже на эту тему!.. Я очень люблю этот фильм, но когда я слышу это название, я понимаю, что сказать мне нечего совершенно. Конечно, это разные персонажи, разные истории. Я очень рада, что уже «Зимняя вишня» закончилась. Дай ей бог здоровья. Я рада, что это была я.

М. Королева. То есть эту книгу Вы для себя закрыли?

Е. Сафонова. Навсегда.

М. Королева. Тогда возникает такой вопрос. Все-таки пьеса американской писательницы или драматургии. А жизнь у нас русская. Русские актеры, русские ситуации. Насколько это совпадает или не совпадает? Реакции, типажи, ситуации?

Э. Мамедов. Про реакции, вообще, очень сложно говорить. Мы только что приехали из большого тура по Украине. Можем сказать, что в Днепропетровске была абсолютно другая реакция, чем в Одессе и в Киеве. Полярно разные реакции на спектакль. Смеются в одних местах, плачут в других местах. Хлопают в одних местах в одном городе, аплодируют в совершенно других в другом городе. Поэтому про реакции говорить очень сложно. Да, это типичная американская история. Та же самая пьеса Теннеси Уильямса «Трамвай Желание» это еще более типичная американская история. Тем не менее, она была очень ко двору в советском театре в свое время. Мы предупреждаем в программке, мы объявляем по радио о том, что это типичная американская традиция. Наши девушки собираются на «babyshower». Это такая типичная американская традиция, когда подружки собираются для того, чтобы поздравлять будущую маму с не родившимся еще ребенком, что совершенное безумие для России. Это совершенно диковато.

М. Королева. Да. Мы с вами говорили о том, что здесь, наоборот, есть суеверие: не говорить как можно дольше об этом, не готовить вещи заранее.

Э. Мамедов. А у них это нормально и нужно. Они могут собираться по этому поводу. Но все остальное, все ситуации абсолютно похожи на наши.

М. Королева. Я хотела бы послушать самих исполнительниц. Что они по этому поводу думают?

Е. Сафонова. А мне кажется, что так же, как сериал «Секс в большом городе», у нас, может быть, зрители не очень привыкли, стесняются немножко каких-то вещей, которые на самом деле вызывают у них смех. Они стесняются реагировать на то, что их на самом деле безумно интересует. Почему смотрят даже те, которые отказываются и говорят, что им не нравится сериал «Секс в большом городе»? Они его все равно смотрят, потому что их это интересует, волнует, потому что это не может не волновать.

М. Королева. Кстати, и мужчины смотрят тоже.

Е. Сафонова. И мужчины, и женщины смотрят. Ругаются, но смотрят. Потому что это интересует всех. Секс это вещь, как любовь, как рождение ребенка. Мы все чистим зубы, умываемся по утрам, ходим в баню. Это интересует всех. И наш спектакль, мне кажется, так же, как и «Ladies’ Night». Попадаются зрители, которые просто стесняются реагировать, хотя им очень хочется пойти и посмотреть, что же это такое. Например, в Киеве была довольно странная реакция у киевлян, когда было полное ощущение, что то ли не доходит, то ли, действительно, стесняются. Потом мы поняли, что люди просто стеснялись реагировать.

М. Королева. То есть Москва в этом смысле до сих пор более открыта, без таких зажимов?

Е. Сафонова. Да. А там было ощущение стеснения в зале, что людям немного стыдновато: «как я сейчас про это услышала, и как я должна реагировать, как-то неудобно».

М. Королева. Марина, а Вам легко было играть американку?

М. Яковлева. Легко. Мне Лена помогла. Она сказала: «Нарисуй веснушки». У меня соседи американцы, и они, по-моему, ничем не отличаются от русских, они такие же приветливые, доброжелательные. По крайней мере, мои соседи такие. Абсолютно не было никаких затруднений в этом плане. Мне нравится играть американку. Вообще, я была в Америке, американцы похожи на нас.

М. Королева. Тут спрашивали о роли детей в вашей жизни. Лена, Марина?

Е. Сафонова. Это Маринкина тема, она обожает.

М. Яковлева. Я проповедую. Я считаю, что для женщины самое главное это родить ребенка. Я вижу, как у людей заново начинается жизнь.

М. Королева. То есть неслучайно Вас на эту роль подобрали?

М. Яковлева. Наверное, да. Я думаю, Лена тоже рада, она мать, у нее двое прекрасных детей. У меня два сына.

М. Королева. Лена, а Вы что думаете? Это самое главное в жизни женщины или нет?

Е. Сафонова. Это очень важная вещь. Я, вообще, мало что знаю про жизнь. Чем дольше я живу, тем все больше я убеждаюсь, что я глупею на глазах. Просто кошмар какой-то. Я раньше очень много знала про жизнь и про все хорошо говорила, а сейчас я понимаю, что мало. Это очень важная вещь, дети. Я не знаю, самое главное или нет. Но слава богу, что они есть. Дай им бог здоровья. Главное, чтобы они были здоровыми и счастливыми, чтобы они воспринимали эту жизнь, как наслаждение, а не как какой-то кошмарный бег с препятствиями. Хотя в жизни есть еще много очень важных вещей, которые так же важны, как дети. Вы понимаете, о чем я.

М. Королева. И это, конечно, карьера, правда?

(Смех.)

М. Королева. Я напомню, что этот спектакль можно посмотреть сегодня, идет он в Российском Молодежном театре. А потом когда?

Э. Мамедов. Потом в следующий понедельник, 1 марта там же, в Молодежном театре, а потом 29 марта и уже в апреле на сцене театра «Сатирикон».

 

«Эхо Москвы», 23 февраля 2004 г.

 


Copiright © 2005

barnascha@yandex.ru




Hosted by uCoz