Елена Сафонова

 

Главная | Биография | Пресса | Фильмография | Фотогалерея | Гостевая

 

«Я люблю подсматривать в окна и придумывать истории про людей»

Елена Сафонова
 

Ее глаза лучатся. Это их свойство. Это вовсе не оттого, что она страшно рада отвечать на вопросы о себе. «Только не надо вопросов типа кто с кем живет, ладно?» — «Ладно». Она ест шоколад «Вдохновение» и пьет красное французское вино. У нее сегодня премьера. Телевизионщики уже взяли ее в кольцо и выпустили. Новый фильм «Поклонник» — психологический триллер, где Елена Сафонова играет женщину, которая ей крайне несимпатична. Потому и интересна. Мы собираемся об этом говорить. И еще о том, о чем она позволит. «Вам повезло, что она согласилась», — скажет потом продюсер. — «Понятно». Вот он — результат устного народного творчества. Фольклор — как без него жить? Это то, чего мы ждем от красивой женщины и знаменитой актрисы. Почти что легенды и мифы Древней Греции. Выбрали себе прекрасную Елену, пусть теперь окажется, что у нее плохой характер. Но легенда о плохом характере недоступной красавицы разваливается на глазах. Нет капризов, и кокетства тоже нет. Она сдержанна и недемонстративна. Говорит очень быстро, почти скороговоркой — эмоционально и легко. И еще — Сафонова удивительно изящна и хрупка, как может быть хрупка только очень сильная женщина.

 

— Кажется, вы больше не воспринимаете себя как лирическую героиню?

— Нет, так меня воспринимают только со стороны. Я не лирическая героиня. Я вообще романтику не люблю. Романтизм хорош только как литературный жанр. Романтики не воспринимают реальную жизнь, придумывают ее, а потом обижаются, что их не поняли. Я мало лирична и не люблю лирику в себе. Когда мне говорят: «Посмотри на Луну, как она прекрасна!» — мне становится смешно. Я очень далека от сантиментов. Сентиментальные люди — это те, кто чувствовать по-настоящему не умеет. Ведь известно, например, что Гитлер был очень сентиментальным, но ведь он был не человек. Он слушал Баха, любил собак и гладил деток по голове. Это все сантименты, а не настоящие чувства. А в настоящих чувствах всегда присутствует страсть и обязательно есть ненависть. Ведь нельзя все время любить, в какие-то моменты мы начинаем ненавидеть то, что любим.

— Из чего сейчас складывается ваша жизнь?

— Встаю в 6.30. утра, бужу ребенка, отвожу его в школу и мечтаю, чтобы он поскорее вырос, потому что я хронически недосыпаю. Ему сейчас 10, и мне еще долго предстоит вставать ни свет ни заря.

Это, конечно же, было дежа вю. Я уже видела, и не однажды, как Сафонова будит ребенка и собирает его в школу. Нет, тогда это был детский сад, ну правильно, ведь время-то идет. 1985 год — «Зимняя вишня». Это был прорыв. Из тех, когда что-то давно наболевшее вырывается наружу. Ее Оля была женщиной из соседнего подъезда, которую мы встречали сотни раз. Очень русская героиня с нездешним обликом. Страна тут же подстриглась под Сафонову, и оказалось, что этот образ подходит не всем. Поэтому легко поверилось, что именно она дождалась заморского принца (ведь с кем-то это все-таки случается) и без сожаления оставила его ради нашего такого несовершенного, такого узнаваемого героя-любовника. А мы уже знали: хорошего не жди. И мы жалели и любили ее и вместе с ней.

— Ваша главная роль — «Зимняя вишня»?

— Это зрители так считают.

— Вам надоело, что они так считают?

— Надоело, конечно. Но это хорошая история, поэтому она оказалась вне времени. Она написана очень профессионально и замешена на настоящих чувствах, как и любая классическая мелодрама. А продолжение, я думаю, снимать не нужно было. От добра добра не ищут.

— Какая героиня сейчас интересна вам?

— Мне кажется, сегодня такое время, когда всем была бы интересна история страстей. Наше время наполнено ими, и вообще про это всегда интересно смотреть. Я бы хотела сыграть очень страстную женщину. Неважно даже, будет это любовь или ненависть, но обязательно страсть. Ведь в каждом обычном и нормальном человеке заложено и плохое и хорошее — мы разные в разные периоды нашей жизни. У каждого из нас есть пороки. Вот что я хотела бы сыграть — пороки. Мне интересно сыграть очень сложного неоднозначного человека, в котором пороки смешаны с добродетелями. Мне жутко интересно предстать такой, какой меня еще не видели! Я часто читаю предложенный сценарий и понимаю, что я уже много раз это играла, что это неинтересно, что меня просто используют, но если мне очень нужны деньги, я могу это сделать. В новом фильме «Поклонник» у меня как раз была возможность впервые сыграть плохого человека. Я пошла на это абсолютно сознательно, хоть это сложно — сыграть необаятельного человека, особенно если у тебя самой есть хоть минимальный шарм. Я хотела сыграть женщину, которую трудно полюбить, с которой трудно жить. Подумайте, мы ходим по улицам, рядом с нами огромное количество людей, и мы их не замечаем, они как будто стерты. Мне захотелось сыграть такую полустертую женщину, которую бросил муж. Но ведь мужья просто так не бросают! А может быть, с ней невозможно жить? Может быть, с ней элементарно скучно? Вот такую скучную женщину я и хотела сыграть. Она завистлива, эгоистична, безумно боится старости, считает, что ее обязаны содержать, не понимает жизни вокруг себя...

— Вы не боитесь играть настолько необаятельных героинь?

— Наоборот, что вы! Я хочу этого. Мне интересно.

— Вы наблюдаете за людьми, за этим, как вы сказали, полустертым миром?

— Я задумываюсь о людях. Вот идет человек, и я спрашиваю себя: где он живет, какая у него квартира, грязно там или убрано, счастлив он или несчастлив, злобный он или наоборот. Я придумываю про людей истории и в окна люблю подсматривать. Проезжаю мимо дома — вот горит окно, вот абажур висит, вот там кто-то прошел... Я пытаюсь себе представить эту жизнь — эту колоссальную жизнь в каждом окне.

— Получается, что вы — профессиональный наблюдатель. Ведь это часть профессии?

— Да, это своего рода потребность. Врачам, например, люди интересны с медицинской точки зрения. Они вряд ли рассматривают людей на улицах так, как я. Их, наверное, больше интересует, не увеличена ли у вас печень. Или учителя? Их тоже интересует человеческая жизнь, но с другой точки зрения. Ведь почему человек становится артистом? Потому что он сидит, разговаривает с вами, например, и наблюдает. У меня это было с детства. Я помню, мне всегда хотелось повторить жест человека. Я пыталась понять: почему он сделал этот жест, почему он сейчас так смотрит, о чем он думает в этот момент? Я повторяю его жест или взгляд и начинаю чувствовать то, что чувствует он. Во всяком случае, я так думаю. Это некая биологическая или даже химическая потребность. Особое устройство внутри тебя, если его нет — ты никогда не будешь артистом.

Елена Сафонова всегда знала, что станет актрисой. Частыми гостями в доме ее родителей были друзья и коллеги отца — Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов. Народный артист России и всенародно любимый Всеволод Дмитриевич Сафонов ушел уже 10 лет назад. Именно тогда, когда все вокруг начало судорожно меняться.

— Я часто вспоминаю отца. Он был очень красивый, одаренный и интеллигентный человек. Ведь интеллигентность — это не образование, не воспитание, а степень свободы в человеке. Он был настоящий интеллигент. Это не значит, что он был святым, в его жизни было много приключений, но он никогда не стеснялся своих настоящих чувств и проявлений: если он гулял — так гулял, если он плакал — значит, плакал. Он любил жизнь.

У актрисы Елены Сафоновой с десяток звездных ролей и практически не было проходных, не запоминающихся. Она любит свою роль в фильме Михалкова «Очи черные» и недавнюю — у Месхиева в «Женской собственности». Сафонова — единственная русская актриса, получившая известность и признание на Западе. За шесть лет во Франции — пять больших работ в кино. Это был важный отрезок ее жизни, там живет ее второй сын, но она вернулась.

— Все стало другое. Москва стала другая, и страна другая. Мы думаем по-другому и про другое, но это не значит, что мы стали хуже. В юности, например, я никогда не думала о деньгах, а сейчас стала о них думать, причем всерьез и в смысле профессиональном тоже. Это не значит, что я стала хуже или деньги приобрели для меня какое-то особое качество. Просто есть некоторые вещи, которые давно существовали в мире, а мы этого не знали. Я только жалею, что все эти перемены выпали уже как бы на середину моей жизни и я уже не смогу научиться всему тому, чему хотелось бы. Сейчас я пробую сделать свою маленькую продюсерскую компанию, которая будет заниматься кино и театром, но пока боюсь об этом говорить. А у наших детей возможности есть фантастические! Только как бы вложить в их еще пока бестолковые головы, что им надо успеть сделать все, на что они способны. Посмотрите, как быстро все развивается — скоро кино начнут показывать по Интернету! Невероятные вещи! Меня потрясает, что можно сидеть перед этим ящиком и общаться с человеком в Австралии, например. И не просто болтать о том о сем, а затеять с ним бизнес. Это безумно интересно!

— Какая современная история могла бы увлечь вас?

— Сегодняшних историй я не вижу, а вчерашних вижу много. Часто читаю сценарии, по которым надо было снимать 15 лет назад. Ритм жизни сейчас совершенно другой, и мы никак не можем найти себя. Мы мечемся, кто-то деньги делает, кто-то пытается рассуждать о чем-то. Все в растерянности, поэтому и нет сейчас ни героев, ни героинь. Но я интуитивно чувствую, что мы уже близки к тому моменту, когда мы начнем снимать кино потоками, как в Голливуде. Я вообще большая поклонница американского кино. Многие его не любят и ругают, а я люблю его — там есть шедевры. Мы тоже начнем выпускать качественные и не очень дорогие фильмы в одной-двух сериях для телевидения. Другого пути у нас сейчас нет.

— Вы бы стали сниматься в таких фильмах?

— Я очень люблю фильмы в жанре экшн, фильмы действия. Я с удовольствием снялась бы, например, в так называемой дорожной истории, где есть преследования и погони. Это очень азартная штука. И если есть хорошие режиссер и оператор, ты загораешься этим и можно сделать очень симпатичную историю, которую будут смотреть, которая будет продаваться. Нельзя сказать, конечно, что это большое настоящее кино. Это просто такое развлечение для всех, но это тоже неплохо. Главное, чтобы кино не было скучным. Период большого советского кино, когда мы в кино размышляли, закончился. Мы были закрытой страной, и нам вообще больше ничего не оставалось, как размышлять.

— Есть вещи, которые приводят вас в трепет?

— Хорошая музыка. Недавно я случайно услышала одного скрипача и на какой-то момент даже забыла, где я нахожусь, и мурашки забегали по телу. И еще — хорошее кино. Помните этот старый фильм «Влюбленные» с моей любимой Мэрил Стрип и Робертом Де Ниро? Когда смотришь такое кино, живешь по-настоящему.

Наступило время — время выключать диктофон. Первые зрители спускаются по лестнице из зрительного зала. Премьера состоялась. Сафонова сыграла новую роль — героиню из полустертого мира, который почему-то становится таким объемным и разноцветным, когда смотришь на него глазами Елены Сафоновой.

 

Галина Смирнова
«Россия», 13 апреля, 2001 г.

 


Copiright © 2005

barnascha@yandex.ru




Hosted by uCoz